Земли населённых пунктов

Земли населенных пунктов – один из важнейших элементов гражданско-правового оборота. Основная цель таких наделов – застройка и постепенное развитие городов, сел и прочих муниципальных образований. Такие земли формируются в связи с фактической значимостью земель, на территории которой проживает большее количество жителей, чем на любых других.

Виды разрешенного использования

Статья 85 ЗК РФ гласит, что в состав земель населенных пунктов входят следующие зоны:

  1. Жилые.
  2. Общественно-деловые.
  3. Производственные.
  4. Инженерных и транспортных инфраструктур.
  5. Рекреационные.
  6. Сельскохозяйственные.
  7. Специального назначения.
  8. Военные.
  9. Иные территориальные.

Для физических лиц интересны только 2 территориальные зоны: жилые и сельскохозяйственные. Остальные 7 не могут быть приобретены в собственность или взяты в аренду. Согласно статье 85 части 5 ЗК РФ, земельные участки в жилых зонах используют с целью:

  • Индивидуальной жилой застройки.
  • Мало- или многоэтажной жилой застройки.
  • Возведения бытовых или культурных помещений.

Часть 11 статьи 85 ЗК РФ гласит, что физические лица имеют право завладевать землями населенных пунктов сельскохозяйственного назначения с целью строительства там зданий, необходимых для сельскохозяйственного производства, пашен и многолетних насаждений. Узнать о возможностях использования того или иного участка можно изучив классификатор №540, утвержденный 01.09.2014 Минэкономразвития.

Земли в составе общественно-деловых зон предназначаются для строительства административных, образовательных, культурно-бытовых, социальных зданий, необходимых для общественного пользования. Возможность использования таких участков регламентируется градостроительными документами. Земли, расположенные в производственных зонах, предназначены для строительства заводов, складских помещений.

Земли в составе зон инженерно-транспортных инфраструктур используют для строительства железнодорожных линий, автомобильных дорог, проезда морского, воздушного, трубопроводного транспорта, линий связи и инженерной инфраструктуры. Участки, находящиеся на территории рекреационных зон, используются для туризма и отдыха горожан. Они заняты городскими лесами, парками, скверами, садами и другими природными комплексами.

Отличия зон сельскохозяйственного использования от земель сельскохозяйственного назначения

Земли населенных пунктов – территории, которые используются для застройки или развития городов, сел и других муниципальных объединений. Земли сельскохозяйственного назначения – зоны, находящиеся за границей населенных пунктов. Они предназначены для ведения сельского хозяйства. В их составе выделяют угодья, земли, занятые дорогами, коммуникациями, лесами, другими природными явлениями, а также строениями, используемыми для хранения, переработки, производства различной продукции. Таким образом, основное отличие двух этих земельных участков заключается в их назначении.

Если вас интересует перевод земель в другую категорию, то процедура подробно описана здесь - Перевод земель в земли населённых пунктов. Обратный процесс разобран здесь - Перевод земель населённых пунктов в другие категории.

Правовой режим земель населенных пунктов

Правовой режим земель населенных пунктов – регламент, определяющий порядок жизнедеятельности людей в границах населенных пунктов. Он осуществляется при помощи установления дозволений и запретов, стимулов и ограничений в области использования и охраны земли. Все это определяется земельным, экологическим и другими законодательствами РФ и ее субъектов. Повлиять на порядок землепользования могут и муниципальные правовые акты.

Физические и юридические лица вправе выкупить в собственность или же взять в аренду земли населенных пунктов. Для этого им вместе с пакетом документов необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти. Там в течение одного месяца уполномоченные чиновники примут решение и в случае положительного ответа подготовят договора для купли-продажи либо же для аренды.

Статья 85 Земельного Кодекса РФ утверждает, что участки земли населенных пунктов общего пользования не могут быть выкуплены, взяты в аренду или приватизированы. Это необходимо учитывать при передаче отграниченных земель в собственность. Таким образом, для этих целей могут быть использованы лишь жилые и сельскохозяйственные земли населенных пунктов.

Охрана земель

Охрана земель населенных пунктов – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Весь этот комплекс направлен на поддержание и восстановление нормального качества земель населенных пунктов. Оно должно быть благоприятным для жизни и здоровья человека. Земли населенных пунктов должны рационально использоваться: для размещения жилых, общественно-деловых, культурно-оздоровительных, бытовых и иных построек. Все это необходимо для устойчивого развития населенных пунктов РФ. Существует 4 меры ответственности за ненадлежащую охрану земель населенных пунктов:

  1. Дисциплинарная – регламентируется Трудовым Кодексом РФ. Предусматривает следующие виды наказаний: замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или увольнение.
  2. Административная – регламентируется Градостроительным Кодексом РФ. Предусматривает наказание в виде штрафа.
  3. Уголовная – регламентируется Уголовным Кодексом. На практике такой вид наказания не встречается.
  4. Имущественная – заключается в возмещении вреда окружающей среды в полном объеме. Власти могут принять решение об выплате компенсации или конфискации.

Земли населенных пунктов – важнейшая категория в земельном фонде Российской Федерации. Ее правовой режим определен Земельным Кодексом, принятым в 1998 году. На практике многие нормативно-правовые акты не применяются из-за отсутствия их реализации. Также осуществляется недостаточная охрана земель: слишком малые штрафы не останавливают людей от нарушения законодательства.

Инвентаризация

Инвентаризация земель населенных пунктов – процедура, которая выполняется после согласования с исполнительным органом государственной власти в черте административно-территориального образования. Выполнять такие работы могут организации либо же граждане, имеющие специальную лицензию. Инвентаризация земель населенных пунктов необходима для:

  • Создания, ведения и изменения базы данных государственного кадастра.
  • Обеспечения реализации прав собственности, владения, аренды или пользования.
  • Организации контроля над использованием земель населенных пунктов.
  • Формирования иных баз данных, необходимых муниципальным органам.

Среди задач инвентаризации земель населенных пунктов выделяют следующие шаги:

  • Определение всех владельцев, собственников, пользователей либо же арендаторов земельных участков.
  • Определение точных границ территории, вынос либо же закрепление их на местности.
  • Определение неэксплуатируемых участков либо же использование не по назначению.

Инвентаризация земель населенных пунктов проводится в 3 отдельных этапа. В первую очередь уполномоченное лицо собирает и анализирует материалы предыдущей инвентаризации, решает вопрос о межевании участка, проводит различные исследования местности. Также на первом этапе проводятся мероприятия по составлению технического задания. Следующий шаг заключается в обследовании реальных границ, обнаружении факта самовольного занятия или нерационального использования земель. На заключительной стадии формируется отчет о проделанной работе и обновляются сведения в базе данных.

Фото: 
vitormarigo/depositphotos.com

Комментарии

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.