
Границами населенных пунктов называются линии, которые определяют его территориальные пределы. Данное понятие закреплено в ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, где отмечено, что границы сельских и городских поселений не могут проходить поперек границ муниципальных районов, городских округов, иных образований или выходить за их пределы, а также пересекать линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам.
Порядок установления и изменения границ поселений определяется ст. 84 Земельного кодекса РФ и состоит в утверждении или изменении генерального плана поселения, утверждении или изменении схемы планирования муниципального района. Генеральный план принимается представительным органом местного самоуправления, а резолюция о разработке генерального плана и подготовке рекомендаций о внесении в него изменений, осуществляется главой местной администрации (ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).
Сообразно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения должен включать:
- положение о территориальном планировании;
- карту границ поселения;
- карту предполагаемого расположения объектов местного значения;
- карту функциональных зон населенного пункта
По мере развития населенного пункта, его черта подвергается преобразованию. Это осуществляется по мере включения новых земель, необходимых для расширения.
Регламент включения земель в границы поселения состоит из нескольких системных блоков.
1. Принятие резолюции о разработке программы генерального плана и осуществление публичных слушаний по её рассмотрению
Генеральные планы поселений утверждаются не менее чем на 20 лет. Процедура подготовки проекта генерального плана производится в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса и состоит из:
- принятия резолюции главой администрации о разработке проекта генерального плана поселения;
- опубликования этого решения, в том числе, в сети Интернет;
- разработки проекта генерального плана в соответствии с нормативами Градостроительного кодекса;
- проверке материалов на соответствие действующему законодательству;
- отправление проекта генерального плана на согласование в органы государственной власти;
- проведение публичных слушаний;
- утверждение проекта генерального плана органом местного самоуправления.
При вынесении положительного ответа о включении земельного участка в пределы поселения, на официальном сайте местного самоуправления размещается информация о подготовке преобразований в генеральный план с указанием новых границ населенного пункта. Предоставляется перечень земельных участков, подлежащих включению (с указанием площади, категории земель, правообладателей).
Градостроительный кодекс РФ (ст. 28) обязывает провести рассмотрение поправок в генеральный план на публичных слушаниях. Их порядок и организация определяются уставом муниципального образования. Они проводятся органом местного самоуправления в населенном пункте, в который включается земельный участок или участки. В обязательном порядке населению должны быть предоставлены материалы для ознакомления с проектом генерального плана, организованы выставки с демонстрационными материалами, проведены встречи с разработчиками плана. Слушания должны быть осуществлены в период от одного до трех месяцев.
2. Приготовление и подача документов
Согласно Федеральному закону №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", в орган местного самоуправления заинтересованным физическим или юридическим лицом направляются следующие материалы:
- аргументированное заявление в произвольной форме о включении территории земельного участка в границы поселения;
- кадастровый план земельного участка;
- правоустанавливающие документы;
- копии документов, удостоверяющих личность.
Если переводится участок сельскохозяйственного назначения, то орган местного самоуправления может запросить в соответствующих организациях вывод о сельскохозяйственной значимости земельного участка. Ветеринарная служба предоставляет справку об отсутствии на территории данного участка могильников скота.
В соответствии с Земельным кодексом России, земли должны использоваться по целевому назначению и с зонированием территорий. Орган местного самоуправления при анализе заявления о включении территории земельного участка в границы поселения должен учитывать:
- возможность обеспечения включаемого участка инфраструктурой (транспортной, инженерной);
- отсутствие на участке санитарно-защитной зоны;
- низкую сельскохозяйственную ценность участка (если у него сельскохозяйственное назначение).
3. Отказ во включении участка земли в пределы населенного пункта
На основании положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ орган местного самоуправления вправе отказать во включении участка в пределы населенного пункта:
- границы населенного пункта пересекают границы муниципального образования или выходят за них;
- границы населенного пункта пересекают границы земельных участков физических и юридических лиц;
- передаваемые земли имеют ценный сельскохозяйственный статус;
- включаемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
- участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов.
Исполнительный орган государственной власти субъекта может отказать по следующим причинам:
- законом установлены ограничения или запреты изменения целевого назначения или разрешенного использования земельного участка;
- документами территориального планирования РФ, субъектов или муниципальных образований предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
- в исполнительный орган государственной власти субъекта поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления от федерального органа исполнительной власти
- в исполнительный орган государственной власти субъекта поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления
- заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии участников слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Отказ может быть обжалован в суд.
4. Согласование проекта генерального плана
Согласование проекта необходимо в случаях:
- планируется размещение объектов федерального или местного значения на территориях поселения, городского округа;
- предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда;
- на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального или регионального значения;
- предусматривается размещение объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты.
- предусматривается включение или исключение из границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения
Согласование проекта осуществляется в срок 3 месяца. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии или несогласии с таким проектом с обоснованием причин решения. Если от одного или нескольких органов поступают заключения о несогласии с проектом, глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.
Согласительная комиссия представляет главе местной администрации документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями и материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам. На основании этих документов, глава местной администрации может принять решение о направлении согласованного или не согласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
5. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости
Отображение расположения границ населенного пункта, в том числе, данные о правовых актах об установлении или изменении пограничных линий вносятся в структуру сведений государственного кадастра недвижимости. Определение местоположения границ осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства. Требования к составлению планов зафиксированы Постановлением Правительства РФ.
Внесение земельных участков в границы поселений не обуславливает прекращения права собственности и не ущемляет прав арендаторов и землевладельцев.
Комментарии